Логопедическое занятие "звук и буква а". Занятие Знакомство со звуком и буквой Домашнее задание логопеда по звукам

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

Научить ребенка определять направление звука в пространстве.

Научить четко произносить звук [А].

Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3 . Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

губки в спокойном состоянии;

ротик открыт широко;

язычок спокойно лежит во рту;

горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Задание 4 . Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);

самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.

Задание 6 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, - Руки — полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

Задание 8 . Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога.

Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Г. Сатир

Задание 13 . Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин; - На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один - в кулачок.

Эта долька — для ежа, - Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Задание 15. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Игры с буквой .

Задание 16 . Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

Какой первый звук ты слышишь? -Какой второй звук ты слышишь?

После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Виктория Павленко
Логопедическое домашние задание для детей 6–7 лет с ОНР. Тема: Гласная буква «Е» и гласные звуки [ЙЭ].

1. Вспомнить сколько всего гласных букв и звуков в русском языке? Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

Чем отличаются буквы от звуков?

Буквы - пишем и видим, читаем.

Звуки - мы слышим и произносим.

Видим букву, произносим звук!

2. ЗАПОМНИ!Буква "Е"– гласная, пишется после мягких согласных –обозначает мягкость согласного, пишем и видим букву Е произносим и слышим звук [Э]

например: ПЕЛ - [П`] [Э] [Л])

3. ЗАПОМНИ! Буква "Е" в начале - слова обозначает два звука [Й Э],

например: ЕЛИ-- [ЙЭ] [Л] [И]).

Прочти слова и выполни звуковой анализ.

Посчитай сколько букв в каждом слове? Сколько звуков? Почему звуков больше чем букв?

4. ЗАПОМНИ! Когда буква "Е" в слове пишется после гласной буквы, она обозначает два звука [Й Э], например МОЕТ - [М] [О] [ЙЭ] [Т]. Выполни звуковой анализ слов:

Посчитай сколько букв в каждом слове? Сколько звуков? Почему звуков больше чем букв? После какой буквы (гласной или согласной) написана в словах буква "Е"?

Публикации по теме:

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Цель: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Образовательные задачи: - уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Тема: «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л» Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л. Задачи:.

1. Расширение словарного запаса детей Здание, группа, кабинет, логопед, воспитатели, помощник воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

НОД в старшей группе по лексической теме «Осень» (обобщение). Гласная буква «О». Задачи: 1. Закрепить тему "осень". 2. Закрепить представление о гласной букве "О". 3. Упражнять в словообразовании названий листьев. 4. Продолжать.

Елена Пискунова
Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы»

Карточка 1. Звук и буква А, а

1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса,

его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает

преграды). Когда мы произносим звук «А», рот широко открыт,

язык отодвинут назад, Обозначаем красным цветом.

2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А»:

И – У – А – О – У – А – И – А – А – Ы – А – У – О – А – У -

3. Назови 1 звук в слове: уши, Аня, улитка, апельсин, обувь,

индюк, облако, арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро,

антенна, утюг, армия.

4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы,

в названии которых первый звук «А»: аист, апельсин, ананас,

антенна, аптека, азбука, автобус. .:

5. Послушай и назови, в каких словах слышится звук «А»:

утюг, аист, индюк, Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука.

6. Определи место звука в словах:

Алик, танк, мука, аист, мак, пила.

(начало, середина,конец)

Для определения места указанного звука в слове ребёнок должен

обязательно произнести слово, при необходимости – несколько раз

7. Запомнить буквы А, а. На что похожа буква А?

Выучить стишок по-выбору.

Вот два столба наискосок, А - начало алфавита,

А между ними - поясок. Тем она и знаменита.

Ты эту букву знаешь? А? А узнать ее легко:

Перед тобою буква А. Ноги ставит широко.

(С. Маршак) (А. Шибаев)

8. Выложить букву «А», а из счетных палочек, цепочки, веревочки.

9. Напечатать букву А. Запомнить, что большая буква пишется в

две клеточки, маленькая - в одну. Расстояние между буквами

в строчке - 1 клетка.

10. Дописать недостающие элементы букв.

Карточка 2. Звук и буква У, у

1. Звук «У» - гласный звук (он образуется с помощью голоса,

Когда мы произносим звук «У», губы вытянуты трубочкой, язык

спокойно лежит на дне рта – «домика».

Обозначаем красным цветом

2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

И – А – У – Ы – У – А – У – И– У – А – О – Ы – У – А – У – У - А

3. Назови 1 звук в слове:

угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка.

Которых звук «У»

утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод.

5. В каких словах слышится звук «У»: муха, дом, паук, мак, кот,

утка, сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина.

6. Определи место звука «У» в словах: утка, муха, паук, какаду, эму.

Для определения места указанного звука в слове ребёнок должен обязательно произнести

слово, при необходимости – несколько раз

7. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:

у лица, т анк, к уст, а ист (утка).

8. На что похожа буква "У"? Выучить по- выбору.

У - сучок. В любом лесу Удобная буква!

Ты увидишь букву "У". Удобно в ней то, что

(В. Степанов) Что можно на букву

Повесить пальто.

(У. Тарлапан)

9. Выложить букву "У" из счетных палочек, цепочки, веревочки.

10. Напечатать буквы У, у. Следить за соблюдением интервалов

между буквами.

11. Напечатать слоги ау, уа. Расстояние между слогами в строчке -

12. Написать буквы, которые видишь

Карточка 3. Звук и буква И, и

1. Звук «И»- гласный звук (он образуется с помощью голоса,

его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды).

Когда мы произносим звук «И», губы улыбаются, язык внизу.

2. Открой глаза, когда услышишь звук И:

И – О – У – А – И – У – И – О – Э - И

3. Назови 1 звук в слове; ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка,

искры, угол, иглы, обувь, иволга.

4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в

названии которых звук «И» первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван,

индюк, иголка.

5. Назвать имена на звук "И" (Инна, Игорь, Ира, Илья, Иван).

6. Определи позицию звука «И» в словах и зарисуй схемы в тетрадь:

ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки, малина

7. Запомнить, что звук "И" смягчает предыдущую согласную и она

читается мягко (пики).

8. На что похожа буква "И"? Выучить по выбору.

На калитку посмотри: И – надела поясок,

Чем она не буква И? Но не ровно,

Между двух прямых досок А наискосок.

Одна легла наискосок.

9. Выложить букву "И" из счетных палочек, цепочек.

10. Напечатать буквы И, и.

Карточка 4. Звук и буква О, о

1. Звук «О» гласный звук (он образуется с помощью голоса,

его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды).

Когда мы произносим звук О, губы округлены.

2. Подними руку, когда услышишь звук О:

О - И - У - О - А - Й - О - О - У - А - О - И - О - У

3. Назови 1 звук в слове: Оля. Аня, утка; кит, обувь, аист, уши, иней,

азбука, улица, Ира, окна.

4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии

которых звук «О» первый: окна, обувь, Оля, окунь, овод, очки …

5. В каких словах слышится звук О:

окна, муха, мак, обувь, ива, дом, паук, кот, бинт, яйцо.

6. Придумай предложения со словами и зарисуй схемы в тетради.

Определи позицию звука «О» в словах:

обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно

Например: Окунь плавает в озере.

7. На что похожа буква "О"?

В старом дереве дупло Посмотри на колесо

Ну совсем как буква "О". И увидишь букву «О»

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла

Покатиться бы могла.

8. Выложить букву О из веревочки, цепочки.

Карточка 5. Звук и буква Ы, ы

1. Звук «Ы» - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не

встречает преграды). Когда мы произносим звук «Ы» - губы

улыбаются, язык отогнут.

2. Открой глаза, когда услышишь звук «Ы»

Ы – А - И – Э – Ы – У - О - Ы-- И – О - Ы – У - Э – Ы

3. В каких словах слышится звук «Ы» (хлопни в ладоши):

дым, кот; мак, дыня, утка, тыква, паук, бык, бинт, дубы.

4. Назови 1-й звук в слове: Аня, уши, осы, иней, эхо, аист, осень, иволга

5. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предмет, в названии

которых звук «Ы» слышится в середине и в конце слова:

тыква, бык, коты, бинты, дым, дыня, конфеты, бегемоты, мыло

Определи позицию звука «Ы» в словах

6. На что похожа буква "Ы"? Выучить по выбору.

Вот топор. Полено рядом, А бедняжка буква Ы

Получилось то; что надо: Бродит с палочкой, увы,

Получилась буква Ы - (А. Шибаев)

Все мы знать ее должны.

(В. Степанов)

7. Выложить букву "Ыи из веревочек, цепочек,

8. Напечатать букву Ы.

9. Подобрать слова к данным схемам:

Ы. (бык, сыр, дым, мыс, рык, тыл)

Ы. (рыба, дыра, мыло, лыжи)

Карточка 6. Звук и буква Э, э

1. Звук «Э» - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук «Э» - губы в улыбке,

язык внизу.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Э:

О - У - А - Э - И - О - У - Э - О - У-А-И -Э

В каких словах слышится звук «Э»: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо, паук,

Эля, муха, Аня, утка, .

3. Назови 1-й звук слове: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня,

Эля, иней

4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии

которых есть звук «Э»: эхо, этаж, эскимо, этажерка, эмблема, эфиоп,

поэт, статуэтка

Определи позицию звука «Э» в словах

5. Придумай предложения со словами и зарисуй схемы в тетради.

Например: Эдик живёт на пятом этаже.

6. Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий звуки:

АУ, А, И, АЭ, ЭАИ, УИЭ

7. Отгадать имя девочки по первым буквам слов:

мак, антенна, эскимос, машина (Эмма).

8. На что похожа буква "Э"? Выучить:

С открытым ртом

И большущим языком.

9. Выложить букву "Э" из веревочек, цепочек.

10. Подобрать слова к схеме:

Э.. (это, эхо, эму, эра).

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши» Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Конспект занятия по обучению грамоте по Е. В. Колесниковой для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [д]-[д’], [т]-[т’]» Тема: Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ» и буквы «Д» - «Т». Цели: Образовательные: Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Познакомить с буквами Д-Т.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.

Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте

Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Что это?

Это улица.

На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….

Правила безопасного поведения на улице


В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?

Верно, звук [у] — гласный!

1. «Лови звук» . Хлопните в ладоши, если услышите звук [у ] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

2. Определите позицию звука [у ] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.

3. «Доскажи словечко»

Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический… (утюг)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)

Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь не страшный… (утконос)

А вы знаете, что… утконосы живут в Австралии.

Клюв утконоса не жёсткий как у птиц, а мягкий. Во рту утконоса имеются защечные мешки, как у хомяка.

Будучи всего 30-40 см в длину, утконосы роют норы длиной до 10 м. В нору ведут два хода: один подводный, другой располагается под корнями деревьев или в зарослях.

Оказывается, укол роговых шпор этого млекопитающего (на задних ногах) является ядовитым и несет смерть небольшим животным. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль и отек, который может продолжаться много дней или даже месяцев.

4. Чистоговорки

  • Уа-уа – в коляске плачет детвора.
  • Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
  • У-у-у-у – воет волк в лесу.
  • Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
  • Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.
  • Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

5. Один — много. (образование существительного множественного числа):

  • утка – утки
  • учитель –
  • ухо –
  • ученик –
  • участок –
  • узел –
  • учебник –
  • улей –
  • угол –
  • улица –
  • утюг –
  • удочка –
  • умник –
  • улитка –

6. Какие предметы, названия которых начинаются со звука [у] , нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)

Знакомьтесь с буквой У . У добная буква! У добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё У у мная!

1. Найди спрятанные буквы У . Обведи их.

2. Раскрась листок с буквой У :

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву У с правой стороны рисунка.

4. Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинаются со звука [у] .


5. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы У справа.

6. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?


7. «Кто больше?»

  • Придумайте слова со звуком [у ] в начале (улица, утро, ужин ), в середине (руки, груша, капуста ), в конце слова (хожу, несу, внизу ).
  • Придумайте слова, в которых звук [у ] второй (лужа, сук, тумбочка ).
  • Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук ).

8. «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

у – – у – –

у – – – у – –


у – – – – у – –

у – – – – – у – –

у – – – – – – у – –

у – – – – – – – у – –

у – – – – – – – – у – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа :

ум, ухо, урок, укроп, ученик, Шура, муха, лужа, бусы,

усадьба, утренник. душа, рука, муза.

9. «Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся с буквы У , к словам:

красивый –… (уродливый ), широкий – … (узкий ), невезучий – … (удачливый ), вечер – … (утро ), грусть – … (улыбка ).

10. «Занимательные модели»

Придумайте слова по следующим моделям:

  • – у – (Бук, зуб, суп.)
  • – – у – (Стук, круг, паук.)
  • – – – у – (Парус, арбуз, вдруг.)

11. «Кто это? Что это?» . Не забывайте, что во всех словах-отгадках есть буква У .

1. Это «ура» от других отличается

Тем, что летит и назад возвращается.

– у – – ра – –

2. Эта уха на березе сидит.

– – уха – –

3. Эта рука притаилась в реке.

Р – – у – ка

4. Этот буян никогда не дерется.

Бу – – ян

5. Эта овца на рубашке пасется.

– – – ов – ца

О т в е т: бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица.

12. Кроссворды

Школа

Впишите в клетки названия школьных принадлежностей, которые должен иметь каждый ученик в своем портфеле.

О т в е т: ручка, учебники, тетради, дневник, линейка, карандаш, резинка.

13. Все слова на букву У .

Впишите в клетки названия известных вам змей, птиц, моллюска и австралийского водоплавающего животного.

О т в е т: уж, удав, утка, удод, улитка, утконос

14.

Ползёт улитка по дорожке,
Как буква У её два рожка.

Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву У .

15. Пишем…

16.

Пословицы и поговорки

  • Без муки нет науки.
  • Умный себя винит, глупый – своего товарища.
  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • Учение – путь к умению.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Умел ошибаться, умей и поправляться.
  • Утро вечера мудренее.
  • У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Словарь

  • Убранство — то, что служит украшением чего-нибудь, обстановка.
  • Убыток — снижение благосостояния.
  • Уведомление — официальная информация, извещение, направленная одним человеком другому.
  • Уверенность — это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, преодолевать трудности.
  • Уговор — это взаимное соглашение о чём-нибудь.
  • Уикенд — от английского «конец недели», то есть суббота и воскресенье.
  • Указ — это общие правила поведения (нормы права), издаваемый высшим лицом, например, Президентом.
  • Уклад — это порядок в организации жизни, быта и т.п.
  • Умиление — это нежное, приятное чувство, которое появилось от чего — нибудь трогательного.
  • Уроженец — это человек родом из определённой местности, родившийся в определённой местности.
  • Усадьба — это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Убить двух зайцев — разу выполнить два нужных, важных дела.
  • Умерять пыл — успокоиться.

Похожие статьи