План конспект урока на тему предлоги. Конспект урока на тему "предлоги"

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;
  • учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;
  • совершенствовать культуру речи учащихся;
  • развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;
  • аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
  • формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • учебники "Русский язык. 2 класс. "Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова;
  • индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
  • сигнальные карты.

Ожидаемый результат:

  • расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
  • отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;
  • анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;
  • выполнение индивидуальных заданий.
  • в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный, в_сёлая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)

б) Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

1 ряд - имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд - глаголы.

Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Воробей, дежурный, лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Берёзовый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Летит, ходить, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)

Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)

Кто знает, как можно назвать слово под ? (Под это предлог.)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, в 1 классе)

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)

III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".

Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника.

Рассмотрите рисунок, назовите тему рисунка. ("Звери в лесу", "На лесной поляне":)

Ответьте письменно на вопросы, поставленные в учебнике к данной иллюстрации.

Какие бы еще вопросы вы поставили?(Что растет под березой? Что несет медведь под мышкой? Кто находится между медведем и лисичкой? Почему звери прячутся?)

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются? (На, под, за, к - это предлоги)

Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Предлоги

  • на, под, за, к, из, по,
  • об, от, в, у, с, о, над,
  • около, при, перед

Подчеркните предлоги зелёным цветом.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)

Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

На доску вывешивается таблица:

Предлог - служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки:.. холодном воздухе. Катаются дети:.. коньках:. льду. Весело детям:.. зимнее время:. улице..

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..

На доску вывешивается таблица:

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

На доску вывешивается таблица:

Перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

На доску вывешивается таблица:

Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

  • за дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.
  • на суку - на толстом суку; на (каком?) суку.
  • под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.

На доску вывешивается таблица:

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Выполнение упр.86, стр. 55.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (куда?): лес.

Набухли почки (на чём?): деревьях.

Оживает (где?): снегом молодая травка.

5. Составление алгоритма темы урока.

Что же мы новое узнали о предлогах?

1) Предлог - служебная часть речи.

2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3) Предлоги служат для связи слов в предложении.

4) Перед глаголами предлоги не употребляются.

5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (4 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Упражнение 87 стр. 56 учебника.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне). Упражнение 85 стр. 55 учебника.

Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.

3 группа. (7 человек, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.

Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.

Видно неряху (по) грязной рубахе.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

Тест - опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Какой предлог надо вставить в предложении:

Пассажир сошёл: поезда.

А. предлог из

Б. предлог с

В. предлог от

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно?

V. Домашнее задание.

Стр. 55 - выучить правило.

Упражнение 88, страница 56.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст, отвечая на вопросы и вставляя предлоги. Запишите текст. Подчеркните предлоги.

Обозначьте в предложениях части речи.

VI. Оценивание учителем работы детей на уроке.

VII. Рефлексия.

Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Выберите один из них. Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение - покажите тот, который улыбается. Если что-то не понравилось, что-то не поняли - покажите задумчивого смайлика. Если урок вам не понравился совсем и у вас плохое настроение - покажите плачущего смайлика.

Тема: «Предлоги»

Цели: Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Дать представление учащимся о предлоге как отдельном слове. Ознакомление с единообразным написанием предлогов. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать предлоги в устной речи, а затем и в письменной. Развивать словарный запас, самоконтроль учащихся.

Оборудование: презентация к занятию, раздаточный и наглядный материал, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Я очень рада видеть вас.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас

А сердце будет умным.

(С.Я. Маршак)

2. Работа над артикуляционным аппаратом. Работа над чистоговорками.

То – то – то – прошло лето,

Ень – ень – ень – наступила осень,

Ма – ма – ма – потом наступит зима.

3. Работа над мелкой моторикой.

Допишите буквы и прочитайте получившееся слово.

4. Изучение нового материала. Предлог как самостоятельное слово.

А сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте, а затем ответьте на вопросы:

Как называются маленькие слова?

Как пишутся они с другими словами?

Можно ли нам в речи обойтись без этих маленьких слов?

Ссора предлогов со всеми словами.

Жили в одном из городов Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с другими словами, что те очень обиделись на задир. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно .

    Беседа о предлогах:

Слово «ПРЕДЛОГ» в переводе с греческого языка означает «стоит перед словом». Всего предлогов очень много. С некоторыми из них мы и познакомимся с Вами на нашем занятии.

Сейчас посмотрите на экран и полным предложением ответьте на вопрос: Где и какой кот находится по отношению к дому?

Например: Чёрный кот вылазит из трубы.

Сейчас мы с вами назвали такие предлоги как: у, к, от, за, в, под, по, над, на, с, от, про, для, из, возле, около. Запомните их и запишите себе в таблицу:

6. Закрепление изученного материала.

А сейчас выполним задания по карточкам.

Задание 1: Внимательно посмотрите на каждую картинку и постарайтесь составить предложения, используя самые различные предлоги.

7. Физминутка (под музыку)

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно все присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Теперь выполним следующее задание.

Задание 2: Найдите в тексте предлоги и назовите их.

Вороны часто ночуют в парках на деревьях. Глухари ночуют в лесах под снегом. Зима – тяжелое время года для птиц. Трудно спасаться от врагов.

Задание 3: Подберите подходящие по смыслу предлоги и напишите их.

Плывёт ______ реке, сделал _______ бумаги, вышел _______ дома, сверкает _______ солнце, играет _____ хоккей, летит _______ города, убежал ____ волка.

Задание 4: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги.

Цветком кружит шмель. Бабочки перелетают____ цветка ______ цветок. _______ траве жужжит жук.

Задание 5: Прочитайте рассказ с картинками. Назовите вставленные предлоги.

Ответ: Однажды ребята (девочка и мальчик) были в лесу. Вдруг слышат, под елью кто-то шуршит. Ёж! Подбежала собака. Напала на ежа. Да не тут-то было. Только нос наколола.

8. Итог занятия

Что нового Вы узнали на занятии? Что больше запомнилось и понравилось?

9. Рефлексия

Ребята, я предлагаю дописать письмо, где Вы сможете выразить свое мнение о нашем занятии.

Вот и прошло незаметно время.

На занятии мне было_____________________________________________.

Больше всего мне понравилось_____________________________________

_______________________________________________________________

Трудным для меня было задание__________________________________

_______________________________________________________________.

После занятия у меня _________________________________ настроение.

Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Ирина Лукьянова
Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» - старшая группа

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «в» , «на» , «под»

Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах

Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке

Закрепить навык составление предложений с заданным словом- предлогом

Развивать общую и мелкую моторику

Развивать внимание, память, мышление

Материал : магнитная доска, корзина, кукла, сумочка, мяч, мягкая игрушка котенок, конверт, схемы предлогов 2 комплекта , картинки для составления словосочетаний, раскраска, игрушечная мебель : кровать, постельные принадлежности, коврик, сок, молоко, блюдце, стаканчик

Логопед с детьми заходит в помещение. Предлагает сесть за стол и рассказывает :

Жила-была девочка. (достает куклу) И был у нее… Кто у нее был?

Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котенок.

(показывает игрушку котенка)

Стала девочка котенка спать укладывать. –

Вот тебе под спинку Мягкую перинку. (достает из коробки, а дети раскладывают постельные принадлежности в нужном порядке)

Сверху на перинку Чистую простынку.

Вот тебе под ушки Белые подушки.

Одеяльце на пуху И платочек наверху.

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад, – что такое? (логопед перекладывает котенка)

Хвостик – Дети : на подушке,

На простынке – Дети : ушки.

Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо :

Под спинку – Перинку. На перинку – Простынку.

Под ушки – Подушки.

Вопросы : Где лежали : перинка, простынка, подушка?

Дети : [В коробке ]

Что положили на кроватку?

[ Перинку. ]

Что положили под спинку?

[ Под спинку- перинку. ]

Что положили на перинку?

[ На перинку - простынку ]

Что положили под ушки?

[ Под ушки – подушку ]

Логопед : Котенок маленький, подвижный. Стал он с предметами играть :

Мяч загнал под стул. Запрыгнул он на стол. Лежали карандаши на столе и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку. И давай катать- под стул, под кровать. Вот какой озорной котенок.

Куда котенок закатил мяч? Подо что закатил карандаши?

Логопед : как можно успокоить котенка?

[Погладить, посадить на колени. ]

Предлагаю дать ему молока .

Котенка положим на коврик. Молоко нальем в блюдце.

Девочку посадим на стул и нальем ей сок.

Во что налили молоко? Сок?

Логопед : Котенок насытился и уснул.

Логопед : Послушайте меня.

Мяч под кроватью. Карандаш под столом. Подушка под одеялом.

Какое маленькое слово вы услышали?

Простынка на перинке. Девочка на стуле. Котенок на коврике. Какое маленькое слово вы услышали?

Яблоко в корзине. Сок в стакане. Молоко в миске. Какое маленькое слово вы услышали?

Теперь давайте расскажем девочке, что обозначает каждое маленькое слово

Ребенок достает карточки, на которых изображены схемы предлогов .

[Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» ]

[Когда предмет находится внизу другого предмета , мы используем маленькое слово «под» ]

[Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим «в» ]

Разместим схемы на доске.

Посмотрите внимательно на девочку. Что у нее в руках?

[ У девочки сумочка. ]

Посмотрите, что в сумочке. – [В сумочке- картинки. ]

Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему

Дети берут картинки, составляют предложения , выделяют предлог и прикрепляют картинку к доске.

[Кот лежит на кровати. Кот лежит под кроватью. Птичка в гнезде ]

Упражнение «Послушай и покажи»

(логопед раздает детям схемы предлогов )

Я говорю предложение , а вы показываете схему того маленького слова, которое услышите :

Яблоки лежат в корзине.

Мальчик идет в магазин.

Бабочка села на цветок.

Муравей спрятался под гриб.

Физминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки

Головой слегка качаем

Руки к верху поднимаем

Подвижная игра

Под музыку вы танцуете. Как только музыка останавливается вам нужно или сесть на стул, или спрятаться в чем-нибудь, или встать под что-нибудь. - (зрительный сигнал- Схема предлога -дети садятся или на пол или на стул; встают в мешок или в обруч, под зонтик)

Логопед : У девочки и котенка есть друзья. Послушайте о них историю. По ходу рассказа логопед выставляет картинки.

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и щенок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А щенок спрятался в конуру.

Вспомним предложения со словом НА .

Вспомним предложения со словом ПОД .

Вспомним предложения со словом В

Кто расскажет весь рассказ?

Девочка приготовила для вас подарки. Это раскраска.

Дети благодарят девочку и прощаются

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

Тема: Предлоги в, на, под. Зимующие птицы. Цель: Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное.

Конспект занятия «Осень на пороге» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский.

Хрипунова Л.В. ,

учитель-логопед высшей кв. кат.

МДОУ № 85, г. Северодвинск

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Раздельное написание предлогов
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать представление о том, что предлог – это слово, а приставка – это часть слова;
сформировать способность выбирать слитное или раздельное написание слов;

Развивать умение выделять орфограмму­ пробел – раздельное написание и орфограмму­дефис,
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне
­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три
тот,
смайлика,
который
соответствует вашему настроению.
­ Как много улыбок засветилось. Спасибо!
­ А это моё настроение… Я готова
продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
выберите

Выбирают смайлик и демонстрируют своё
настроение.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
На доске стихотворение
С.Я.Маршака(слайд № 1)
­ Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда (по)мчался вскачь?
Находят глаголы, выделяют в них
приставки, осуществляют самопроверку,
Самоопределение,
смыслообразование (Л)
Целеполагание (Р)
Сопоставление и подбор
информации(П)
Планирование учебного
сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью
выделения признаков (П);
подведение под понятие;
Выполнение пробного

(По)катился (в)огород,
(До)катился (до) ворот,
(Под)катился (под)ворота,
(До)бежал (до)поворота,
Там (по)пал (под)колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все.
­Найдите в этом стихотворении глаголы.
­Бывают ли перед глаголом предлоги?
­Между по и мчался можно вставить слово?

приставка и пишется слитно.
­ В (какой?) огород – в – это предлог, потому
что можно вставить слово или вопрос.
Какой вывод можно сделать – по – это
Распределите слова по группам – глаголы в 1
столбик, а существительные – во 2.
­ Оцените работу соседа по парте.
­ По каким признакам распределяли слова?
­ Как думаете, какова тема урока? (Если детям
сложно, можно помочь вопросами.)
­ Какова главная цель урока?
­ Какова задача урока?
дают ответы.
Делают вывод.
учебного действия;
фиксирование
индивидуального
затруднения; саморегуляция в
ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей;
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
Учащиеся работают в группе по заданию,
затем оценивают работу соседа по парте.
Формулируют тему урока (Раздельное
написание предлогов с другими словами)
Формулируют цель (различать приставку ­
это часть слова и предлог – это слово,
уметь выделять орфограмму пробел,
различать самостоятельные и служебные
части речи,понять, что дефис – это тоже

орфограмма.)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися,
что предлог – это слово, служебная часть речи, а приставка­ это часть слова, что такое
орфограмма ­ пробел и орфограмма ­ дефис и употребление предлогов из­под и из­за.
­ С чего же начать «открытие нового знания»?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю
прочитать текст на доске – слайд № 2.
Дети работают с текстом на доске.
Приводят примеры изученных орфограмм,
находят однородные члены предложений,
находят слова с приставками и слова с
предлогами.
Солнце стоит неподвижно (над) головой и жжет
траву. Воздух (пере)стал струиться и висит без
движения. Ни дерево. Ни вода не шелохнутся;
(над) деревней и полем лежит невозмутимая
тишина – и все как будто (вы) мерло. Звонко и
далеко (раз)дается человеческий голос (в)
пустоте.
­ Прочитайте текст.
­ Озаглавьте его.
­ Объясните, (над)головой –
напишем слитно или раздельно?
­ Найдите однородные члены в предложении.
­ Найдите известные вам орфограммы.
­Обозначьте новую для вас орфограмму ­
пробел.
­ Спишите текст, раскрывая скобки и обозначая
По окончании проходит взаимопроверка
Поиск и выделение
информации; синтез как
составление целого из частей;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
самостоятельное создание
способа решения проблемы
поискового характера (П)
Аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений (К)

орфограмму пробел.
­Проверь работу соседа – взаимопроверка.
работ учащихся.
Работа в группах.
Анализ работ и вывод внутри группы
Слайд № 3 –
крыльца
(из­под) куста
ворот
гор
(из­за) туч
острова
­С каким падежом употребляются предлоги из­
за и из­под?
­Обратите внимание, как они пишутся?
­Запомните, дефис (маленькая черточка между
словами) – это тоже орфограмма.
­ Работа в группах: 1 группа составит
предложения с предлогом из­под, а 2 ­ с
предлогом из­за.
­ Обменяйтесь и проанализируйте работу
другой группы.
­ Верните работу своей группы и дополните её,
если надо, сделайте вывод. Можно сообщить
учащимся, что есть еще предлоги, которые
пишутся через дефис – это по­над и по­за.
Предоставляет слово каждой группе.

­ Оцените свою работу?
­ Какие трудности возникли?
Выполняют задание в парах. Затем
проверяют и оценивают.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного
осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
­ Прочитайте задание к упражнению № 62,
запишите слова в 3 столбика – в 1 –
существительные с предлогом из­за, во 2 –
существительные с предлогом из­под, а в 3 ­ с
предлогом из.
Игра «Угадай-ка»- слайд № 4.
­ поднимайте руку, если я называю слова с
приставками: пришкольный, влететь, в лесу,
полететь, по улице, покатился, по полю, затаил,
за тобой.
Краткий ответ­комментарий, если кто­
либо ошибается.
Работают индивидуально с
проговариванием в громкой речи
Работа с таблицей по распознаванию видов
орфограмм – слайд № 5.
Слова земля, колосок, радостный, чувство,
чижи, счастье, березка, автобус, чудесный,
аллея распределить в 4 столбика: 1­ с
безударными гласными в корне, 2 –
непроизносимые согласные, 3 – после
Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью
выделения признаков и синтез
как составления целого из
частей; подведение под
понятие; выдвижение гипотез
и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с
полнотой и точностью;
формулирование и
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого
содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка
(Р)

шипящих, а в 4 – согласные в корне.
Дают ответы на вопросы
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса
­ Исследование какой темы вели на уроке?
­ Какие понятия разобрали?
­ Удалось решить поставленную задачу?
­ Каким способом?
­ Какие получили результаты?
­ Что нужно сделать ещё?
­ Где можно применить новые знания?
­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса
­ Выберите смайлик своего настроения.
Изменилось ли оно? Почему?
­ Дома выполните упражнение № 64.
Озаглавьте текст, спишите один из отрывков
(на выбор учащихся), найдите предлоги и
подчеркните их вместе с существительными.
Анализируют работу на уроке через
самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и
условий действия; контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное
понимания причин успеха или
неуспеха в УД; следование в
поведении моральным нормам
и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей
полно и точно;
формулирование и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений (К)

Похожие статьи