Автотранспортная психология. Транспортная психология Смотреть что такое "транспортная психология" в других словарях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность глубинной психологии как названия для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Основные положения, содержание, история развития психоанализа, роль Фрейда в данном процессе.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

    шпаргалка , добавлен 01.04.2011

    Душа как предмет психологических знаний, вопрос о природе души с точки зрения материализма и античной психологии. Основные этапы развития психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения, а также период с Нового времени по середину XIX века.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    История развития психологии как науки, ее основные этапы. Начало развития античной психологической мысли, Сократ и сократические школы. Учение Платона и Аристотеля о душе. Психологические учения нового времени. Психометрика и физиология органов чувств.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Транспортная психология

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32

Изложены основы психофизиологии труда водителя и инженерной психологии. Описаны факторы, определяющие надежность водителей, и мероприятия по ее повышению в различных видах водительской деятельности; показано влияние психологических и личностных качеств, а также погодных условий на поведение водителей, представлены методы их совершенствования и тренировки, технические средства психофизиологического отбора водителей. Рассмотрены психофизиологические особенности управления автомобилем в ночное время и на больших скоростях.
Для студентов высших учебных заведений.

ВОДИТЕЛЬ КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ ВАДС.

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек -машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор - это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).
Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.
Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС. Однако при этом следует отметить особенности его операторской деятельности, отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации - от контрольно-измерительных приборов автомобиля. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1 - 2 с иногда приводит к возникновению аварийной ситуации.
Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени (следует отметить, что в некоторых условиях, например при
движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно).

Введение.
Глава 1. Надежность водителя в системе «водитель-автомобиль -дорога-среда».
1.1. Водитель как оператор системы ВАДС.
1.2. Психофизиология труда водителя.
1.3. Автотранспортная психология.
Глава 2. Психологическая надежность водителей.
2.1. Анатомо-физиологическле основы психики.
2.2. Ощущение и восприятие водителя.
Глава 3. Психофизиологические и социальные особенности
деятельности водителей.
3.). Психомоторика и реакции водителей.
3.2. Внимание водителя и безопасность движения.
3.3. Память и мышление.
3.4. Эмоции и воля.
3.5. Личность водителя и его профессиональная деятельность.
3.6. Профессиональный отбор водителей автомобилей.
Глава 4. Психофизиологические особенности управления
автомобилем в сложных условиях.
4.1. Управление автомобилем в темное время суток.
4.2. Управление автомобилем на больших скоростях.
Глава 5. Работоспособность водителей и их надежность.
5.1. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
5.2. Влияние курения на надежность водителей.
5.3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.
5.4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья водителей.
Глава 6. Психофизиологические основы водительского мастерства
и его совершенствование.
6.1. Водительские навыки и их формирование.
6.2. Совершенствование водительских навыков.
6.3. Использование технических средств для приобретения
и совершенствования водительских навыков.
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Автотранспортная психология, учебное пособие, Романов А.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
на тему:
ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ.
Работу выполнил
слушатель 2.11 модуля
Крючек
Александр
Леонидович
Научный руководитель
____________________
___
к. психол. наук, доц.
Шелепанова Н.В.

2
Новосибирск ­2017

2.1. Главные свойства внимания
11
2.2. Развитие устойчивости и интенсивности внимания водителя 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
ЛИТЕРАТУРА
19

4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы, заключается в том, что внимание
является одной из важнейших функций в работе водителя. По статистике за 7
месяцев 2017 года на дорогах г.Сыктывкара зарегистрировано 29 дорожно­
транспортных происшествий, в которых 32 человека получили травмы
различной степени тяжести. За аналогичный период прошлого года произошло
38 ДТП, в которых 41 ребенок пострадал. Рост погибших участников ДД по
вине водителей вырос на 20% (с 5 до 6 человек)
Только по невнимательности водителей произошло 15% от всех ДТП.
Именно внимание обеспечивает прием и переработку информации, так
необходимой при вождении на дороге.

Невнимательный водитель на дороге представляет опасность всем
участникам дорожного движения. Опасная ситуация приводит, как правило к
трагедиям, которые мы наблюдаем каждый день.
Объект исследования: автотранспортная психология
Предмет исследования: внимание, его виды и свойства
Цель исследования: изучение видов и свойств внимания
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Изучить все виды и свойства внимания
При написании реферата было изучено три источника литературы.
П.А.Пегин Транспортная психология, А.Н.Романов Автотранспортная
психология, Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.

6
подготовленный учащийся не засыпает над книгой, способен ежедневно
работать над собой, расширяя свой кругозор.
Внешние условия влияют на организацию произвольного внимания. Труднее
заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда
появляется много дополнительных раздражителей. Поэтому лучше всего
работается тогда, когда есть четкий режим, рабочее место специально
подготовлено, когда посторонние раздражители устранены. Вряд ли удастся
сосредоточиться, если на всю мощь включен магнитофон.
Произвольное внимание снижается при утомлении, приеме большинства
успокаивающих и возбуждающих медикаментозных средств, например
снотворного; при приеме алкоголя, транквилизаторов. Основные виды
внимания произвольное и непроизвольное – тесно связаны между собой
Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе
произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется
волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное
внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса
к предмету, но характер интереса в этом случае иной – он проявляется к
результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим
образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться
ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но
постепенно увлекается, втягивается – ему становится интересно.

8
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда
условий. К числу их относятся: особенности дорожной ситуации, степень ее
трудности, знакомости, понятности, и, наконец, индивидуальные особенности
личности. Среди последних существенна, прежде всего, способность
посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое
внимание на определенном уровне, даже если та ситуация, на которую оно
направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в
центре внимания сопряжено с определенными трудностями.
2. Концентрация внимания
Означает наличие связи с определенным объектом или стороной
деятельности и выражает интенсивность этой связи.
Сосредоточенность (концентрация)– это удержание внимания на одном
объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она
обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем
интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь
внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Когда
водитель сосредоточен, его не отвлекают внешние раздражители.
3. Распределение внимания
Это возможность рассредоточить внимание на несколько объектов или
одновременно успешно выполнять несколько действий.
При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности
концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов.
Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и
следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них
из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно
диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических
документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным
Распределенное внимание является
вниманием несколько партий.
профессионально важным признаком для профессии водителя. Распределение

9
внимания очень важно и для мастера производственного обучения, которому
нужно держать в поле своего зрения ситуацию на дороге, действие учащегося
за рулем и другими участниками движения.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание
на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов
деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что,
когда речь идет о распределении внимания между разными видами
деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова
выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление
создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида
деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного
до того, как наступит забывание.
Данное свойство зависит от психологического и физиологического
состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов
деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его
распределения обычно сужается. (Например – однообразная длительная
поездка на дальние расстояния)
4. Переключаемость внимания

Переключаемость внимания заключается в способности быстро
выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие
изменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как его
перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с
которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой,
причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что­либо
такое, что его случайно заинтересовало, а во втором ­ сознательно, усилием

10
воли заставляет себя сосредоточиться на каком­нибудь, даже не очень
интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она
происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его
неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание
рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует
временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению
работоспособности нервной системы и организма в целом.

Способность к переключению означает гибкость внимания ­ весьма важное
и часто очень нужное качество.
Легкость переключения у разных людей различна: одни с легкой
переключаемостью легко и быстро переходят от одной работы к другой; у
других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей
более или менее длительного времени и значительных усилий.
Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные
особенности субъекта, в частности его темперамент.
5. Объём внимания
Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов,
которые охватывает внимание, особый вопрос.
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы
можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что
человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять
разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую
извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей
системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является
то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Объем внимания ­ это такая его характеристика, которая определяется
количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере
повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика

11
среднего объема внимания людей 5­7 единиц информации. Она обычно
устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень
короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он
за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.
Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с
кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом
кратковременной памяти.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЯ
2.1 Главные свойства внимания

12
Устойчивость внимания - это способность сосредоточения в процессе
работы в течение длительного времени. Устойчивость определяется временем
неизменной интенсивности внимания (напряженности). С устойчивостью
внимания тесно связана и его концентрация - сосредоточенность только на
одном объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У
водителя концентрация внимания допустима в течение незначительных
промежутков времени, например при проезде пешеходных переходов,
остановок общественного транспорта, перекрестки, проезд опасных
поворотов,

выполнении

пр.
Пространство, в котором большую часть времени концентрируется
внимание водителя на разных объектах, называется полем концентрации
внимания. Взгляд водителя останавливается дольше всего у границ поля, т.к.
именно там возможно появление новых объектов. С увеличением скорости
автомобиля размеры поля концентрации внимания уменьшаются.
Чем больше скорость, тем меньше времени у водителя для того, чтобы
принять правильное решение при возникшей экстренной ситуации. В
результате небольшие объекты на сравнительно большом расстоянии могут
остаться незамеченными, а по мере приближении автомобиля оказаться вне
поля

водителя.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут
быть восприняты водителем одновременно. Объем внимания человека
составляет 4­6 объектов, если условия восприятия не слишком сложные, У
опытных водителей; объем внимания больше, чем у начинающих.
Распределение внимания- способность водителя контролировать и

13
одновременно успешно выполнять несколько различных действий. Обычно
распределяет внимание между двумя разнородными действиями, причем одно
из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно,
если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, при этом его руки
и ноги работают автоматически. Успешное распределение внимания между
двумя совершенно незнакомыми видами деятельности затруднительно.
(Начинающие водители в полной мере не владеют управлением автомобиля,
так как не может выполнить несколько операций в процессе вождения. В
аварийней ситуации требования к распределению внимания водителя
повышаются. Он должен одновременно смотреть, думать и действовать.
Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной
последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой
опыта, предусмотрением дорожной ситуации и предосторожности водителя.
В условиях интенсивного изменения дорожной обстановки водитель
должен воспринимать ее как можно полнее, быстрее и точнее. Эти
способности водителя, зависящие от его знаний, опыта и состояния,
характеризуются развитием у него основных свойств внимания.
Внимание - важнейшая психофизиологическая характеристика водителя,
оценивающая его способности сосредоточивать сознание на каком­либо
объекте (явлении) или действии с одновременным отвлечением от остальных.
Недостаточно развитые свойства внимания - одна из частых причин ошибок
водителя,

влекущих

Внимание характеризуется несколькими свойствами. Способность
водителя воспринять в течение короткого промежутка времени несколько

14
объектов, явлений или действий оценивается объемом внимания. Опытный
водитель может воспринять в течение 1 с не более пяти объектов, в условиях
плохой видимости или при интенсивном движении за это время - лишь один
- два объекта. На сложных перекрестках при большом числе участников
дорожного движения объем внимания начинающих водителей не позволяет им
воспринять всю информацию, необходимую для безопасного управления
автомобилем.
Восприняв по возможности полную в конкретной дорожной обстановке
информацию, водитель распределяет внимание на отдельные объекты,
последовательно и преднамеренно сосредоточивая внимание прежде всего на
те из них, с которыми предстоит взаимодействовать или которые
представляют опасность для движения. К таким объектам относятся прежде
всего попутные и встречные, а также стоящие транспортные средства и
пешеходы. Приблизительно 5-25 % времени водитель затрачивает на
восприятие объектов (дорожных знаков и разметки, светофоров, пересечений
проезжих частей и пр.), с помощью которых он ориентируется на дороге.
Следуя за впереди идущим автомобилем, водитель большую часть времени
сосредоточивает внимание на нем, ожидая с его стороны возможного
маневра.
торможения
или

В отдельных случаях объем внимания даже опытного водителя может
оказаться недостаточным для фиксации всех объектов или явлений,
возникающих на пути движения автомобиля. В современных дорожных
условиях часто возможно неожиданное появление на пути движения
автомобиля пешехода или автомобиля, управляемого недисциплинированным
водителем. Поэтому водитель должен быть готовым переключить внимание на

явления,
15

возникающие

неожиданно.
2.2 Развитие устойчивости и интенсивности внимания водителя
В различной дорожной обстановке требуется различная интенсивность
(напряженность) внимания. При движении в плотных транспортных потоках,
во время обгона, на сложных перекрестках необходима наибольшая
интенсивность внимания, что обеспечит более полное и точное восприятие.
Интенсивность внимания снижается при однообразных условиях движения
(прямые участки дороги большой протяженности, темное время суток и т. п.).
В таких условиях возможно ухудшение готовности водителя к действиям при
неожиданном изменении дорожной обстановки, превышении скорости, выезде
п.
на полосу встречного движения,
резком торможении и т.
Пространство, в котором большую часть времени внимание водителя
сосредоточивается на разнообразных объектах дороги и около дорожного
пространства, называется полем концентрации внимания. Форма этого поля
зависит от очертания воспринимаемого водителем пространства. Если часть
дороги закрыта от наблюдения (поворот дороги, изменение продольного
профиля дороги, стоящее транспортное средство, здания), то форма поля
соответственно меняет очертания. В таких случаях взгляд водителя
фиксируется дольше всего и с наибольшей интенсивностью у границ поля, так
как именно здесь может неожиданно появиться на дороге новый объект.
С увеличением скорости автомобиля водитель старается наблюдать за
дорогой на большем расстоянии, при этом размеры поля концентрации
внимания уменьшаются (сужается угол зрения), а внимание становится более

17
Непроизвольное внимание может способствовать или мешать переходу
внимания в произвольное. Так, если непроизвольно воспринятые объекты (не
имеющие прямого отношения к управлению автомобилем) имеют
интенсивность раздражения большую, чем объекты дорожной обстановки,
водитель отвлекается. При этом ухудшаются условия восприятия важных для
него объектов - дороги, дорожных знаков, автомобилей, пешеходов и др.
Напряженность внимания как мобилизация активности человека, в свою
очередь, характеризуется концентрацией, устойчивостью и распределением.
Опытный водитель никогда не будет одновременно охватывать шесть­восемь
объектов, или три­четыре знака. Он объединяет все объекты таким образом,
чтобы точек сосредоточения его восприятия было бы не более четырех.

Концентрация (интенсивность) внимания - это степень его
напряженности при восприятиии объекта, и чем больше концентрация
внимания,
тем полнее и отчетливее восприятие объекта.
Грамотный надежный водитель концентрирует свое внимание не всегда
одинаково: на перекрестке он ищет шесть­восемь точек опасности
(конфликтных) при обычном движении, на прямой и хорошей дороге - одну­
точки.
две

Под устойчивостью внимания понимают способность длительно
поддерживать состояние внимания на выполнении одной задачи и на
предметах, имеющих непосредственное отношение к этой задаче. Отсутствие
устойчивого внимания резко сказывается на качестве выполняемой работы, а
его продолжительность зависит от квалификации водителя.(Чем выше

18
квалификация водителя, тем устойчивей его внимание) Высокой
устойчивости внимания водителей требует управление автомобилем в
условиях интенсивного транспортного потока и сложных дорожных условий,
при неблагоприятных атмосферных и климатических состояниях окружающей
среды, т.е. в тех случаях, когда значительно возрастают воспринимаемые
водителем нагрузки, которые, как указывалось ранее, могут привести к
утомлению. При этом степень изменения устойчивости внимания
определяется интенсивностью и длительностью воздействия указанных
нагрузок.
Изменение устойчивости внимания водителя может выражаться в легкой
отвлекаемости, рассеянности (вследствие слабости произвольного внимания),
в полной неустойчивости внимания или, наоборот, в чрезмерной его
интенсивности, когда человек сосредоточен на одном объекте и не способен
замечать ничего другого. Последний тип возможного изменения степени
внимания может возникнуть вследствие эмоциональных сдвигов, вызванных
страхом,

глубокими

переживаниями

др.
Распределение внимания представляет собой способность человека к
восприятию нескольких различных действий одновременно. Квалификация
водителя тем выше, чем экономичнее работают его воспринимающие,
анализирующие, решающие и исполнительные органы. Эта экономия создает
запас внимания на непредвиденный случай. Любое из выполненных водителем
действий по управлению автомобилем, возможно только при условии
получения системой анализаторов определенного объема информации о
состоянии объектов дорожной обстановки и дорожно­транспортной ситуации.

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни трудно определить за счет какого именно качества внимания
достигается успех в деятельности: большого объема, или быстрой
переключаемости и хорошего распределения. Когда о ком­то говорят, как о
внимательном человеке, имеют ввиду, целостную характеристику, а не
отдельное свойство. Таким образом, свойства внимания очень важны для
будущих водителей, так как обстановка на дорогах нашей страны небезопасна.
Дороги в большинстве – аварийны. В связи с этим, огромное значение имеет
развитие внимания водителей.

20
ЛИТЕРАТУРА
1. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания М.: Тривола,
1995.­347 с.
2. П.А.Пегин Транспортная психология Хабаровск Издательство ТОГУ
2005
3. А.Н.Романов Автотранспортная психология; Учебн. пособие для студ.
высш.учеб.заведений/Александр Николаевич Романов.­М.:Издательский
центр «Академия», 2002г.­ 224с.

Эта история началась в далеком 2000 году.

– Виктор, ты же психолог, – обратилась ко мне знакомая девушка Ольга, – помоги мне сдать на права! Через пять дней экзамен. Знаю, что не сдам. Сделай со мной что-нибудь, чтобы я не боялась!

Запрос показался мне интересным. Два дня я размышлял, что из техник НЛП и гештальт-терапии можно использовать для решения этой проблемы, адаптировал эти техники к конкретной ситуации – сдаче экзамена за рулем автомобиля. На третий день мы встретились в моем кабинете.

– А почему не в машине? – поинтересовалась Ольга.

– Я же не инструктор, я психолог! Мне твои навыки вождения до лампочки, мне нужны твои творческие способности, память, воображение, интеллект!

К счастью, с этим у Ольги оказалось все в порядке. Работа заняла примерно полтора часа. Ольга убежала, окрыленная. В отличие от нее, у меня сомнения в исходе экзамена оставались. Я не мог выбросить из головы эту сессию, постоянно размышлял, что можно было сделать еще, что стоило изменить, провести по-другому. Голова «пухла» от идей.

Волновался я зря.

– Я даже не заметила, как сдала, – кричала Ольга в трубку телефона, – и подруге подсказала кое-что из того, что мы делали. Мы двое сдали из пятнадцати девчонок! Я всем буду говорить, что это только благодаря психологии! Кстати, из парней сдали только четверо – примерно третья часть. Ты бы занялся этой темой, люди всегда будут учиться водить!

Эта мысль засела у меня в голове. Пару лет я «крутил» ее со всех сторон. Сообразив, что для работы с группой только НЛП и гештальт-подхода недостаточно, собирал и обрабатывал материалы по теории и практике подготовки водителей, вспоминал, какие трудности сам испытывал во время обучения, как их преодолевал. Потом мне в руки попался учебник «Автотранспортная психология» профессора А.Н.Романова, из которого я узнал, что есть, оказывается, такая наука! И что «водитель» – это не просто «лицо, которое управляет транспортным средством», а «оператор системы ВАДС (Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда)». И что «особенности психофизиологии труда водителя» – это не «ощущение и восприятие», как до сих пор говорят в автошколах, а особенности работы нервной системы водителя, отличающие его психику от психики представителей других профессий. Оставалось придумать, как грамотно и эффективно донести принципы работы нервной системы водителя до учащихся автошкол. Составил программу тренинга и назвал его «Психология водительского мастерства» .

И пошел в « народ». Договаривался с преподавателями автошкол и проводил вместо них занятия в группах – сначала только по «психофизиологии», потом еще и по «этике поведения водителя автомобиля». Экспериментировал с программой тренинга: то дополнял ее какими-то темами, то исключал отдельные темы из программы. Принципиально оставлял «за бортом» тренинга вопросы, которые учащиеся рассматривают с преподавателем и инструктором или при желании могут сами найти в интернете. Несколько лет не мог сообразить, чего не хватает тренингу, в чем состоит то самое «недостающее звено», пока совершенно случайно не наткнулся на закон Йеркса-Додсона. Благодаря этому закону и разработанному на его основе тесту тренинг наконец-то приобрел законченную логическую форму. Отработав тренинг примерно в двух сотнях групп и убедившись в эффективности программы (в некоторых из групп процент сдачи экзаменов в ГАИ-ГИБДД доходил 90), наконец-то решил перенести методику проведения тренинга на бумагу.

Книга является своего рода стенограммой тренинга, оптимального по объему и содержанию материала и форме проведения. Коллеги-психологи, работающие в автошколах, могут применять книгу в качестве готового практического руководства, заменив некоторые моменты из моего личного опыта своими наработками. Замечу, что определенные нюансы работы я не раскрываю специально. Профессионалы поймут, что, как и зачем я делаю, а будущим водителям, для которых в первую очередь предназначена эта книга, лучше не перегружать свой мозг лишней информацией. Главное – что учащийся автошколы, который купит и не просто прочитает эту книгу, но и выполнит приведенные в ней упражнения и рекомендации, гарантированно обеспечит себе сдачу экзамена на права с первого раза. Что? Ты уже открыл книгу и готов приступить к работе? Тогда возьми ручку, листок бумаги и – ПОЕХАЛИ!

Виктор Мазуркевич

Встреча 1

Знакомство. Мотивы и мотивация. Психофизиология труда водителя. Психофизиологические качества личности водителя. Исследование и приемы развития индивидуальных психофизиологических качеств. Гендерные психофизиологические различия.

Я вхожу в класс.

– Здравствуйте, водители!

– Здравствуйте…

– А мы еще не водители, мы курсанты!

– Нет, мы учащиеся…

– Давайте знакомиться. Я – магистр педагогических наук, психолог, сертифицированный практик в искусстве нейролингвистического программирования. Занимаюсь автотранспортной психологией с 2000 года. Буду проводить у вас тренинг «Психология водительского мастерства». Можете обращаться ко мне просто – Виктор. Или – Тренер. Или сразу задавать вопрос. Теперь желающие по очереди немного о себе. Имя, возраст, социальный статус, род занятий, цель обучения в автошколе. Начнем с вас:

– Меня зовут Максим. Мне 20 лет. Учусь в институте. Подрабатываю ремонтом компьютеров, установкой программ. Приходится много мотаться по городу. Правда, машину пока себе позволить не могу, права нужны на перспективу.

– Я – Лена. Возраст не скажу. После развода достались и дом, и машина, и двое детей. Одного надо в садик возить, другого – в школу. И самой на работу. Вечером в обратном порядке. В тренинге участвовать не хочу. Я что-то слышала про НЛП и боюсь, что вы меня запрограммируете. Или загипнотизируете.

– Меня зовут Марина. Мне 57 лет, пенсионерка. Мужа поймали за рулем с «остаточными явлениями», лишили прав на год. На электричке до дачи ехать полчаса, и идти потом столько же. Дети с внуками отдельно живут, у них свои заботы. Решили, что будет лучше выучиться мне. На машине все-таки удобнее. Да и здоровье у мужа пошаливает, мало ли что…

– Мне на работе повышение обещали! И служебную машину! Зарплата сразу раза в два повысится! Надо только права получить.

– А меня на работе у всех есть права. И подруги все на машинах. Чувствую себя «белой вороной». Я что – тупее всех?

– А мне права не нужны, просто интересно, чему и как учат в автошколе. Век живи – век учись!

– Вы представьте только: я вся из себя такая, с развевающимися на ветру волосами – за рулем новенькой «тачки» с откидным верхом. Мне друг обещал подарить! Красиво же!

– Ну, ладно. Достаточно. С остальными познакомимся «в процессе». Сейчас хочу успокоить Лену: обещаю без вашего согласия лично вас не «программировать». И не гипнотизировать. И тем более не «зомбировать». Вы не поверите – некоторые даже такого от НЛПеров ожидают! Довольно распространенное явление – люди боятся того, о чем знают только понаслышке.

Теперь давайте попробуем проанализировать и систематизировать ваши ответы.

Понятно, что каждый из вас собирается удовлетворять какие-то потребности. Именно удовлетворение потребностей лежит в основе деятельности человека, в отличие от животного, поведением которого управляют инстинкты. Чем яснее мы будем это осознавать, тем успешнее будет наша деятельность. Марина, попробуйте перечислить потребности, которые здесь упоминались, хотя бы основные.

– Мне нужно быстрее и удобнее перемещаться. Как это назвать? Мобильность и комфорт? Что еще… У всех по-разному. Кто-то говорил о красоте, кто-то о повышении зарплаты, кто-то хочет узнать новое…

Похожие статьи